HOME   UP  

Арслан МИНВАЛЕЕВ

Старик и море
Первый татарский маринист о неизвестных героях нации,
Карибском кризисе и небе

 ( "Восточный экспресс" №26 (127) 20.06.2003)

 

Миргазиян ага Юнус практически всю жизнь провел в путешествиях, знает итальянский и английский языки. Чтобы понять характер этого человека, достаточно вспомнить такой эпизод из его биографии. Когда Сибгат Хаким устроил его секретарем к Сергею Михалкову, он не проработал и недели:"Скучно быть мальчиком на побегушках".

С писателем - в рамках проекта "Татарский век" беседует корреспондент "ВЭ".

- Вы родились в деревне Исергапово Бавлинского района. Там не только порта - даже больших-то рек нет. Каким же образом произошло ваше "обручение" с морем?

- Вообще-то сначала я был летчиком. В небо меня потянула романтика. Если вы читали Антуана де Сент-Экзюпери, то помните, какой порыв был у первых пилотов! Тогда все зависело от человека, его смелости. Я начал летать на американских "бостонах", потом на Пе-2, Ту-2 и закончил на реактивных Ил-28. В них все делает автоматика, ты становишься частью этой системы. И романтика уходит...

Первое мое знакомство с морем произошло тогда, когда меня отправили из Запорожья на Сахалин, и я плыл туда на пароходе. Позже на филфаке МГУ со мной учился один штурман, и его рассказы побудили меня перевестись на заочное отделение и уйти в море. Сначала было это каботажное плавание, возил уголь и марганцевую руду между Поти и Ждановом. После этого пустили и в загранку. Наблюдать море во время вахты старпома, которая длится с 4 до 8 утра, - это что-то поистине сказочное...

Благодаря морю я открыл для себя мир за железным занавесом. Я понял, как мы живем. Особенно, как живут татары. В некоторых частях Африки, в Новой Зеландии есть такие места, где никогда не было войн. И там атмосфера совсем иная. А мы в Казани до сих пор чувствуем, что в 1552 году здесь пролилась кровь.

- Как человек, который много странствовал, скажите, на какой народ мира похожи татары?

- У нашего народа очень сильно проявляются трусость и нерешительность. Но когда мы преодолеваем этот комплекс, то мы - герои. Понятно, что комплекс неполноценности сформировался из-за колониального гнета. Этим мы чем-то похожи на некоторые среднеазиатские народы. Немного похожи на евреев - потому что быстро адаптируемся. Во время плаваний я замечал, что на кораблях татары всегда были лучшими специалистами. Кроме того, в загранплаваниях татары первыми старались учить иностранный язык, в то время как русским на первых порах хватало родного языка. В Испании мне приходилось наблюдать за басками и каталонцами. У них существует негласное соревнование с кастильцами, и держат они себя гордо. У нас, конечно, этого нет.

- Каким природным явлением можно передать характер татарского народа?

- Татары много поют о реке Агидель (Белая). Видимо, после завоевания Казани татар изгнали, и они были вынуждены переселиться в Башкирию, на берега Агидели. Там они тосковали по Волге. Поэтому татарская душа тянется к воде. Не случайно у нас много выдающихся моряков. В то же время я с детства помню рассказы о горе Каф. Гора Каф -это Кавказ. Народ помнит о тех горах, о Кавказе. Поэтому мы любим и уважаем горы, тянемся к ним, даже несмотря на то, что их у нас нет.

- А вам приходилось встречать татар за рубежом?

- Мой первый рассказ как раз и был о старухе-татарке из Генуи. Она оказалась потомком татарских, торговцев, которые эмигрировали сначала в Турцию, потом в Грецию. Одна из ее дочерей вышла замуж за американца, другая - за итальянца. Я написал о ней в письме к брату. А брат по собственной инициативе отдал письмо в журнал "Совет эдэбияты" (сейчас "Казан утлары". - A.M.). В Казань я вернулся писателем.

В Барселоне встретил потомка крупного промышленника Агафурова. Он был "шепшанером", так на флоте называли снабженцев судов продуктами. Кстати, перед отплытием мы подписывали бумагу, в которой запрещалось общаться с иностранцами, обмениваться с ними подарками. По заграничным городам мы передвигались только тройками, поэтому, увидев нас, в городе знали, что прибыли русские.

- Сначала вы были военным летчиком, затем учились на филфаке, потом стали моряком, сейчас вас знают как писателя-мариниста...

- Еще я работал начальником отдела загранплавания в министерстве морского флота. Меня даже должны были отправить представителем Морфлота в Египет. Но за несколько дней перед этим произошел такой случай. Вышла книга о жизни моряков Георгия Владимова "Три минуты молчания". Прочитав ее, разгневанный секретарь ЦК КПСС Суслов вызвал министра Тимофея Гуженко и возмутился: "Он смеет критиковать?! Пригласите настоящих капитанов и проучите этого сопляка". К тому времени я только вернулся из командировки. Всех обзваниваю - никого нет. Оказалось, что все собрались на обсуждение, точнее - осуждение книги. Заместитель министра, увидев меня, сказал: "Вот, пришел наш начальник по идеологии. Он и расскажет". Я вышел и начал хвалить книгу. Тогда министр говорит: "Для этого вы университеты оканчивали? Вы знаете, что такое идеология?" Отвечаю: "Я сам руковожу идеологическим отделом". На следующий день стал заместителем. Я хотел было уйти в море, но посоветовался со знающими людьми, и они сказали: "Ты попал в черный список. Поэтому не рискуй, могут подкинуть и контрабанду". И тогда я решил идти в журнал "Наука и религия".

- Поработав в этом советском атеистическом журнале, вы, наверное, сформировали для себя какой-то особый взгляд на религию?

- Знаете, плавать в море без веры в Бога почти невозможно. До сих пор у меня перед глазами 11 февраля 1987 года. Лионский залив, Франция. Я на контейнеровозе "Ростов-на-Дону". Ураганный ветер. Подводное течение несет нас на скалы. Если бы команда развернула корабль, то ветер опрокинул бы его. Все. Казалось, мы обречены. И тогда всей душой я обратился к Аллаху: "Я прожил хорошую жизнь, но прошу тебя - не оставь сиротой дочь". И за пять-шесть кабельтовых от скал корабль сам развернулся. Мы оказались спасенными. Подводное течение, ударяясь об основание скал, меняло направление.

- Кто в жизни на вас оказал самое сильное влияние?

- Мама. Она ввела меня в мир дастанов, мунаджатов. Она наизусть знала "Йусуф китабы". Еще Гумер Баширов. Он мне посоветовал: "Пиши, найди пару-тройку друзей, но со всеми писателями не общайся". Я не послушался, и мне пришлось многое пережить. Писатель должен быть одиноким. Недаром Бернард Шоу сказал Максиму Горькому: "Писателей объединять не надо. Наоборот, их нужно разъединять". Колхозы распустили, а колхоз писателей еще остался. Сейчас в республике больше трехсот писателей. Каждый хочет выпустить книгу, получить премию Тукая, провести свой юбилей...

- На ваш взгляд, татарская литература продолжит свое существование? Может, нам надо уже перейти на русский или английский язык?

- Если ты пишешь на русском, то становишься русским писателем. Недаром Владимир Набоков считал себя английским писателем. Я на русском издал одну книгу, и все статьи писал на нем. Термин "русскоязычный татарский писатель" - это нонсенс. Да, число читателей уменьшается, но в то же время растет их качество. Каждый наш читатель ценен и каждый - глубокий интеллектуал. Увеличить число? Да, но не за счет беллетристики. В Англии беллетристика предназначена только для развлечения. Они четко делят свою классику на малую и большую. Малая - это Сомерсет Моэм. Шекспир - это большая. Шекспира читают очень мало, но тот, кто читает его - это интеллектуалы высшей пробы. Сейчас не знаю, читает ли литературу Шаймиев. Я с ним встречался, когда речь шла о строительстве флота для Татарстана. В нем чувствуется мудрость. Не зная ничего о флоте, он сразу вник в суть дела. К сожалению, его окружение к нему никого близко не подпускает. В Москве есть богатый татарин Рустем Тарика (говорят, что его яхта может соревноваться с яхтой Онасиса). Он один из руководителей банка "Русский стандарт", так ему татарская литература точно не нужна. Из нефтяных королей литературой интересовался Ринат Галеев.

- Когда родилась большая татарская классика?

- Наверное, в начале XX века. В этом есть своя закономерность. Русская большая классика - Тургенев, Толстой, Достоевский - появилась в то время, когда было много грамотных, образованных богатых людей, дворян. И много свободного времени. Прежде чем появился Тукай, у нас появились предприниматели: Рамиевы, Хусаиновы, Каримовы. Они и сыграли одну из главных ролей в росте татарской литературы. Они были не только спонсорами, но и людьми, любящими читать. Поэтому их голос имел вес.

- Вы в основном живете в Москве. Что, на ваш взгляд, происходит с общиной московских татар?

- Большинство обрусели. Есть своя национально-культурная автономия, но денег на нее не выделяют. У нас нет общины, подобно еврейской или армянской, поэтому и нет никакого татарского лобби. В начале 90-х годов появилось общество "Туган тел". Все воспряли духом, но потом выясняется, что его организатор Hyp Гарипов - человек Лубянки. После этого все пошло прахом. Наконец вернули дом Асадуллаева. Армяне моментально в 1989 году вернули дом Лазарева, а среди татар до сих пор находятся те, кто говорит, что нам не нужен дом Асадуллаева. Молодое поколение почти на сто процентов ассимилируется. В то же время религиозная жизнь кипит. Правда, все крупные предприниматели стараются находиться вдали от политики и национального движения. Нижегородские татары держатся отдельно. Где-то я даже видел лозунг "Да здравствует Татарстан, да будет Нижгарстан!" Когда в Историческую мечеть Москвы прислали казанского татарина, к нему пришли и сказали: "Ты лучше уезжай". Для его вещей достали контейнер, оплатили путь и в итоге поставили нижегородца. Наверное, и когда нация деградирует, она делится на группы...

- Вам приходилось встречать татар, которые малоизвестны, но которыми может гордиться наций?

- Во-первых, это Марс Галимов. Я его встретил в Валенсии. Советский торговый флот возил оружие во все "горячие" точки мира. И тогда из портов назначения мы возвращались всегда пустые, нам запрещали брать грузы. Помню, как мы возили оружие во время войны во Вьетнаме. Мы стояли на внешнем рейде Тонкинского залива и выгружали груз на баржу. Пролетает самолет и на нас бросает бомбу. Бомба накрывает баржу. Как-то в одном из вьетнамских портов застряли пять наших транспортов. За восемь месяцев стоянки одна треть наших экипажей сошла с ума... А во время Карибского кризиса на Кубу мне пришлось возить ядерные боеголовки и ракеты. Потом их везли обратно.

Так вот, корабль, которым командовал Галимов, во время разгрузки в Анголе был тайно заминирован. Произошел взрыв, но несильный. После этого Галимов высадил команду на берег, обошел весь корабль и нашел более мощный заряд. Планировалось, что корабль взорвут, когда он выйдет в море. После этого он работал старшим штурманом на "Максиме Горьком" - это был советский представительский океанский лайнер. Когда старый капитан ушел на пенсию, выбор нового поручили компьютеру. В него заложили данные сорока капитанов. В итоге машина выбрала Марса Галимова! А для того чтобы стать капитаном на "Максиме Горьком", нужно было блестящее знание языков, навигации, экономики.

"Максим Горький" зарабатывал валюту, возя иностранцев на Шпицберген. В одном из рейсов навигаторы с Большой земли сказали, что море чисто от айсбергов. И корабль, как "Титаник", на полном ходу врезался в айсберг. Галимов собрал пассажиров в салоне, позвал музыкантов, а сам с командой спустился к пробоине и залатал ее. Корабль без опозданий, минута в минуту, прибыл на Шпицберген. Его сняли, несмотря на все протесты моряков.

Другой татарин, которого я знал и кем можно гордиться, - Нариман Шайхетдинов был заместителем начальника по безопасности мореплавания в Балтийском пароходстве, располагавшемся в Ленинграде. Его на флоте знали как выдающегося морского теоретика. Его имя упоминается в книгах Виктора Конецкого. Моряки между собой говорили: "А что сказал по этому поводу Шейх (его прозвище среди моряков)?" Шейх сказал: "В море выходит и дурак, а возвращается только умный".

О другом татарине - знаменитом вулканологе Харуне Тазиеве -я впервые услышал, когда работал в Морфлоте. Тогда меня направили в Барселону на конференцию, посвященную сохранению береговой линии. Вел ее Жак Ив Кусто. И перед началом конференции он предложил минутой молчания почтить память своего учителя Харуна Тазиева. В беседе со мной он сказал, что этот человек благословил его на исследование морских глубин...

 

Миргазиян Юнус Миргазиян Юнусов Миргазиян Юныс Mirgazijan Junis Mirğazican Yunıs Миргазиян Юнус Миргазиян Юнусов Миргазиян Юныс Mirgazijan Junis 

sarasadykova.su